пятница, 22 мая 2009 г.

записки после концерта

Два повзрослевших  вундеркинда, эмоционально раскрепощенные и широко признанные, китайское чудо у всех на слуху, в 2004 году ставший самым молодым International Goodwill Ambassador UNICEF, 27-ми летний Ланг Ланг и британский дирижер Дэниел Хардинг, к 34-м годам успевший поработать с лучшими оркестрами мира, однажды вечером встретились на одной сцене - Concertgebouw,   Амстердам. Осчастливив многочисленную публику изысканной,  без излишней скромности составленной программой -   Второй концерт Шопена и Вторая Симфония Брамса.
На видео - финал шопеновского концерта, играет Ланг Ланг, но примечательно - исполнение отличается и разительно. Прочувствованные интонации, яркие взлеты - выступление, которое я слышала, напоминало пересказ концерта, пианист в детали не особо вдавался. То ли от личности дирижера так много зависит, то ли просто от настроения.
Дэниел Хардинг, конечно, дирижирует экспрессивно и выглядит эффектно, этого не отнять. Он ладный и стройный, очень пропорционально сложен, но из-за небольшого роста как-то теряется, управляя громадой оркестра в полном составе (на видео дирижер так вдохновенен и убедителен!... но и оркестр камерный -  Mahler Chamber Orchestra, основанный по инициативе Клаудио Аббадо, которым Хардинг руководит с 2003 года и звучит Бетховен - Брамса не нашла).
Оба музыканта записываются исключительно компанией Deutsche Grammophon.
Считается, что Хардинг - протеже Саймона Раттла и Клаудио Аббадо, оттого все так удачно, критики часто отмечают, что играть с ведущими оркестрами мира с 25-ти лет не есть хорошо, дирижер вундеркиндом быть не может и мастерство с опытом  приходит.  Но что-то же заставило двух дирижеров  сделать его ассистентом, и в каждом отдельном случае -  через год совсместной работы. В остябре 2006 года Andrew Pather в "Chicago SunTimes" язвительно замечает, что карьерой Хардига занимается ICM, так что уметь дирижировать уже необязательно, ведущие оркестры мира будут выстроены в очередь автоматически. Однако его убедительность в трактовках Малера признается почти безоговорочно. В 2002 году  он получает награду французского правительства Chevalier de l'Ordre des Arts et des Lettres . Лондонская The Independent в 2007 пишет: "Хардинг дирижирует уверенно. Он обладает высочайшим уровнем энергии, что само по себе выделяет его. Блестящую техническую подготовку невозможно ставить под сомнение, он мастерски владеет развитием музыки, его ухо внимательно к тончайшим нюансам. Во время репетиций он тщателен и добивается точности,  иногдя доводя  музыкантов до физического истощения.
"
Тут возражений нет Дело в том, что оркестр у Хардинга - практически любой оркестр, звучит особенным образом, работая на задачу, поставленную дирижером четко, а не приблизительно. Это чувствуется сразу. Мне кажется, что не переставая спорить об уровне его подготовки - начнут говорить об особой "хардинговской" прозрачности звука, когда оркестр подчиняется воле дирижера не только в общем замысле, но и в самом отношении к фразировке, к соотношению звучания в партиях оркестровых групп. Хардинг особым образом выстраивает сочинение и оркестр звучит иначе, результат резко отличается от того, каков был бы с другим руководителем. Симфония, которую я слушала, была лишена тяжеловесности. Неожиданно легко, светло и романтично. Что опять-таки спорно, но... звучит убедительно. Оттого, наверное, Хардинг и был в 2005 году допущен открывать сезон в La Scala с моцартовским Идоменеем. Список оркестров, с которыми он работает - постоянно или в качестве guest-conductor - не уменьшается, а год от года растет,  мобильность сопоставима разве что с гергиевским умением перемещаться в пространстве и потрясать слушателей всего мира, почти не покидая самолета.
С одной только разницей - статей, критикующих манеру Валерия Гергиева, я не нашла сейчас и раньше не встречала. Возможно искала не слишком старательно. Но при неглубоком погружении - нужно отметить, что плохо о Гергиеве вообще не говорят (исключая сплетни-пересуды на околомузыкальные темы, естественно, но это не есть предмет моего интереса).  
И возвращаясь к пианисту. Трудно говорить что бы то ни было, популярность и признание Ланг Ланга не требуют никаких доказательств, его ранняя слава и феерический взлет выглядят сказочным сюжетом. Да еще если прибавить концерты на свежем воздухе, выступления с легендой джаза Херби Хэнкоком, восторг подрастающего поколения, педагогическую настойчивость, мастер-классы в самых разных уголках мира и пять роялей  Steinway, сделанных специально для преподавательских опытов Ланг Ланга...
И в то же время в Голландии, напимер, среди музыкантов его иногда называют "Kort Kort " ("lang"  означает "длинный" в переводе -  "kort", соответственно, "короткий"), а его прозвище Bang Bang широко известно. Иногда говорят, что нет на свете более переоцененного музыканта. Без особого труда, наряду с многочисленными хвалебными отзывами, как например, отзыв в Berliner Zeitung, после его первого выступления с Берлинским Филармоническим: "Это высококлассные исполнитель,  всецело преданный искусству, в интерпретациях  он прежде всего думает о музыке", - находим и всказывания резко противоположные.
Один из знаменитых критиков, Nordlinger Jay, даже не смог дослушать сольный  концерт до конца и  в "New York Chronicle", 2006 год - отозвался так : "недопустимое, отчаянно неубедительное исполнение". О манере пианиста писали , что "ритм неустойчив, фразировка тяжела и неподвижна",  "скучное исполнение, которое невозможно вытерпеть", и даже "просто плохое" (Amazon.com, Classics Today.com). Доказывали, что в романтической музыке он явно не силен.  Однако, отчаянные голоса защитников манеры пианиста раздавались громче: "В исполнении Ланг Ланга мы встречаемся не с изображением чувств, но с чувствами как таковыми. В звучании - истинность переживания" ("Esquire", 2005) .
Впрочем, это замечательно, когда о музыканте спорят. Это заставляет вслушиваться внимательней, в конечном итоге, подогревает интерес. Можно сказать, служит на пользу делу и доказывает, что концертный зал - не то место, где зевают, глазеют по сторонам или просто демонстрируют причастность, будто отбывают наказание.
По окончании  исполнения Второго концерта Шопена в Concertgebouw цветы Ланг Лангу вручались огромными букетами, со сцены его не отпускали минут двадцать, хотя все "бисы" уже сыграны,  а пианист и дирижер радостно обнимались. Причем, мне показалось, что радость была искренней. И оттого, что больше не надо вместе играть - манера подачи материала у Ланга и Хардинга явно различная, они сошлись на компромиссно ровном, без особых всплесков эмоций исполнении. И оттого, что все кончилось хорошо.Успех.  Аплодисменты . Воодушевление и восторг на лицах зрителей.
В вестибюле я купила CD Ланг Ланга,  сольное исполнение. Соната Моцарта, Соната Шопена, пьесы Листа и Шумана. Хотела разобраться. Неожиданно поняла, что не в чем и незачем: слушаю сейчас и мне все нравится. То ли концертное исполнение и впрямь - не повод для оценок: случайные настроения мешают, самочувствие опять же разное. А  в записи зафиксирован лучший вариант, по нему и судите.
Да и сама по себе запись очень уж хороша. Единственное, что точно усвоила после попыток проникнуть в глубины творческого метода дирижера Дэниела Хардинга и пианиста Ланг Ланга - что Deutshe Grammophon фирма замечательная и ей можно всецело доверять.   

Мужчинам пора взрослеть

Мужчинам пора взрослеть
Автор: Всеволод Рудой 25.06.2008 
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Записки дичи.... от имени дичи
Формулы любви: польская, немецкая и американская
Почему мужчины не хотят взрослеть
Исповедь брошенной женщины
Гражданский брак: почему бы и нет?
Сейчас женщины - взрослые. Они следят за домом, хозяйством, расходом финансов, детьми - а заодно за тем, чтобы муж вовремя вернулся домой и поменьше пил. Мужчины - дети. Они послушно едят все, что приготовит женщина, иногда работают, сидят в компании друзей с пивом, иногда выгуливают детей, не следят за финансами, не готовят - и при этом хотят, чтобы их любили.
Не знаю, с чем это связано. Просто современные женщины ощущают себя ответственными за дом, детей и мужа. Вначале они ищут образ отца, того большого-теплого-сильного, который защитит-обогреет-наставит-полюбит - и даже иногда находят. Но выясняется, что за внешними признаками отца - от которого почти все женщины недополучали любви в детстве - скрывается ребенок. Наглый, драчливый, непослушный, эгоистичный. И что этот ребенок твердо уверен - его просто обязаны кормить, поить, обстирывать... а он за это просто будет.
Мужчины не чувствуют ответственности за дом, за семью, за детей. Ремонтируют что-то только тогда, когда жена прожужжит все уши. Знаете - женщине гораздо проще самой взять и отремонтировать. Она это может. Только "заставлять мужчину ремонтировать все в доме" входит в ее ГВПВД (Глобальную Внутреннюю Программу Воспитания Детей). Мужчины не следят за финансами. Их совершенно не волнует, на что покупается еда. Они уверены в том, что обеспечить всех кормежкой является обязанностью жены... и уверены в своем праве на заначку.
Для мужчин быть взрослым означает приходить, когда хочешь - и делать, что хочешь.
Для женщин быть взрослой ничего не означает. Их не волнует, взрослые они или нет. У них много других проблем. Дом, дети и муж, которые нуждаются в присмотре, работа, магазины...
Иногда женщине удается почувствовать себя маленькой девочкой - будто солнце выглянет среди серой рутины дней.
Чаще всего женщина чувствует себя маленькой девочкой в магазине. Все помнят визиты с родителями в магазин игрушек, когда можно было ткнуть пальцем - "Хочу это!" - и получить желаемое. Теперь походы в магазин (не за продуктами, нет!) оказываются ключем к тому состоянию комфорта и защищенности, которое было в детстве и которого женщине так не хватает. Одна или с мужем, она идет между полок с чем-то большим и волшебным и тыкает пальцем - "Хочу это!" - зачастую получая желаемое.
Мужчине не понять эту радость возвращения в детство, это желание похвастаться тем большим и волшебным, что по мановению пальца - "Хочу!" - стало собственностью маленькой девочки. Он не поймет, что кружевной пеньюар - или что-там-еще-она-купила-в-магазине - куплено не ради красоты, не ради прямой цели. Оно куплено для того, чтобы почувствовать себя маленькой девочкой, которая ни за что не ответственна, но желания которой исполняются.
Еще женщина чувствует себя маленькой девочкой в руках любовника. Ну и... в предшествующие этому моменты. Ее любят, ей дарят цветы, ей доставляют удовольствие. Ее даже кормят иногда!!! Можно просто валяться на диване, чувствуя себя довольной - и не ответственной ни за что...
Иногда мужчина ведет себя, как взрослый.
О нет, не тогда, когда работает, чтобы гордо сказать - "Я обеспечил семью!". Это лишь игра во взрослого, как дети на улице играют в войнушку. Это лишь игра, в которую приходится играть, чтобы не выглядеть в своих - и чужих - глазах альфонсом.
О нет, не тогда, когда ремонтирует что-то дома. Это лишь игра в ремонтника, игра, в которую играют под давлением жены... и потому, что считается, что тот, кто не умеет ремонтировать, тот "не мужик".
И не тогда, и не тогда, и не тогда.
В общем - иногда мужчина ведет себя, как взрослый. Примите это, как аксиому - и поехали дальше.
И у мужчин и у женщин от такой жизни возникает громадный внутренний конфликт.
Женщина, выходя замуж, внутренне надеется, что нашла замену отцу. Мужчину, большого-теплого-сильного, который обогреет-защитит-покатает-на-шее... и рядом с которым не надо будет ни о чем заботиться. Так обычно происходит до свадьбы. Потом муж меняется, становится каким-то чужим, отрешенным... женщине это знакомо. Папа всегда становился чужим и отрешенным, когда она себя плохо вела. И женщина решает "вести себя хорошо", чтобы заслужить одобрение, ласку и любовь: готовить, стирать убирать... Так отношения папа-дочка становятся отношениями мама-сын.
Женщина зачастую этого не осознает... зато прекрасно понимает, что делает очень много и что "заслужила" всем тем, что делает, ласку любовь и одобрение. И чем дальше, тем сильней женщина это понимает, тем сильней и наглей на эти ласку-любовь-одобрение напрашивается. Притом, если это не доходит до мужа, женщина начинает напрашиваться на ласку-любовь-одобрение повсеместно. На работе. На дружеских посиделках. Многие женщины заводят анкеты на сайтах, чтобы получить капельку если не любви, то хотя бы внимания.
(Мое мнение: Слово "заслужила" я взял в кавычки так как не согласен, что любовь-ласку-внимание надо заслужить. Главная причина любви к человеку не то, сколько он убрал или приготовил. Главная причина любви к человеку - его(ее) внутренний мир. По моему скромному мнению любовь либо присутствует - независимо от количества вымытой посуды - либо отсутствует. И бесчеловечно, когда один человек выполняет какую-то работу только для того, чтобы получить то, что должен получать и так - любовь, ласку и понимание).
У мужчины внутренний конфликт заключается в первую очередь в том, что он так и не стал взрослым. Я говорю не о физическом взрослении. И не о взрослости по меркам общества. Мужчина на бессознательном уровне четко и ясно понимает, что, несмотря на работу, ремонты дома и большую волосатую письку, он взрослым не является. Он понимает, что не стал взрослым, хоть и отстоял право делать, что хочет, и ходить, куда хочет. Он понимает, что не стал взрослым, хотя пьет как рыба, курит как паровоз, - и матерится, как сотня портовых грузчиков. Понимает - чтобы стать взрослым, нужно что-то еще. Но что?
Его не приучили видеть суть за формальными признаками.
Ему никто не объяснял, что ставать взрослым надо изнутри.
Что взрослый отличается от ребенка в первую очередь чувством ответственности за что-то. Или за кого-то.
Мужчина понимает, что свое неявное обещание заботиться о жене он не выполняет. И о детях тоже. И о доме. Крики дражайшей супруги раздражают, выводят из себя, но она права - он не чувствует ответственности за дом, за жену, за детей. Не говоря уже о том, чтобы заботиться с любовью.
Этот внутренний конфликт сжигает мужчину изнутри. Рвет на части. Вынуждает пускаться на рискованные предприятия - спорт, экстрим, длительные походы в горы, пьяные поиски приключений, занятия рукопашкой - чтобы шок или усталость на время вернули в обезьянье состояние, чтобы отключилась та часть "Я", которая говорит - "ты не мужчина!".
Мужчины умирают раньше. Больше. Чаще. Говорят, что в этом виноваты женщины. Дескать довели. Думаю, женщины сами были бы рады помереть раньше... больше... чаще... Но они не могут себе этого позволить. На них дом, дети, спивающийся безответственный муж. Иногда не спивающийся. Иногда ответственный. Очень редко - действительно взрослый.
Но мужчины умирают больше и чаще не потому, что их довели жены. Их убивает затянувшееся детство и внутренний конфликт.
А бывает так, что мужчина оказывается взрослым и ответственным. Тогда все происходит с точностью до наоборот. Он получает в свое распоряжение дочку, которая наплодит ему еще детей - и за всеми надо будет смотреть. Не верите?
Если вам так уж хочется, то не верьте. С моей точки зрения поведение женщины, когда она ответственна за дом, детей и мужа, происходит не от ее взрослости. Оно является вынужденным. Все получается как-то само собой - вначале беременность, потом надо за ребенком присматривать, а муж на работе, потом, пока дитя спит, приготовить поесть, ведь муж придет злой и уставший... Если жена будет твердо уверена, что муж придет и на всех приготовит еды, а утром встанет пораньше и накроет на стол, попутно закинув в стиралку пеленки, то не пошевельнет и пальцем. Ни сейчас, ни через год. Я видел такие семьи, в них муж приходит вечером домой, а жена после работы идет в гости к подружке-подружкам-неизвестно-кому и возвращается к полуночи.
Хотя разное бывает...
Вместо послесловия. Вы сами знаете, что пол у меня мужской... и можете предположить, насколько неприятно мне было все это писать. Только... во-первых правда важней. А во-вторых... я постоянно вижу семьи, в которых жена смотрит за детьми, а муж после работы идет с друзьями на пиво, да на такое, что сам идти не может. Постоянно вижу семьи, в которых муж не делает ни хрена, приносит мизерную зарплату и при этом позволяет себе повышать на жену голос или поднимать руку.
О, я полностью согласен с тем, чтоб были времена, когда мужчина обеспечивал семью, а жена смотрела за хозяйством. Но сейчас иные времена. Несколько кризисов привели к тому, что и муж и жена должны работать, чтобы можно было есть хлеб с колбасой и оплачивать интернет. И все вопли о том, что кто-то там в доме мужчина...
Поймите, что МУЖЧИН НАДО СПАСАТЬ! Наша культура медленно и упорно убивает мужское начало в каждом мужчине, превращая их в придаток станка-компьютера на работе и телевизора-комп.игр дома. И, думаю, миссия спасения будет возложена на вас, женщины. Конечно, я понимаю, что на вас и так очень много висит... но эта спивающаяся безответственная орда себя спасти не в состоянии.
Отбросьте иллюзии сейчас. все равно на третьем году супружеской жизни их у вас не останется.
Ищите образ не папы, а человека. Понимающего, самодостаточного. Умеющего видеть суть. Гармоничного.
Хм... да, такого найти будет сложновато. Согласен.
Тогда попробуйте воспитать такого из ребенка. Из какого? Из того, на котором женитесь. Если этот оказался невосприимчив, хрен с ним, ищите следующего. И не бойтесь решительных действий. Смело претворяйте в жизнь лозунги типа "Еще раз запах пива унюхаю - палец сломаю!" Ломайте смелей! Один хрен, если не перестанет пить, намного больше себе сломает.