Не стоит путать просто старую мебель с антиквариатом. Если статус антикварной вещь приобретает в возрасте более полувека, то винтажной она становится уже через 20 лет. Кроме того, антиквариат отличает редкость или даже уникальность и художественная ценность. Винтажный предмет этими свойствами может и не обладать - его привлекательность в том, что он ассоциируется с определенным историческим периодом. Особенно ценятся вещи известных марок и узнаваемого стиля - именно такое "наследие" становится объектом страстной охоты.
НА ВОЛНАХ NOSTALGY
Видимо, так выражает себя ностальгия по прошлому, особенно острая на рубеже тысячелетий. И пусть некоторые, подобно Джерому К. Джерому, иронично спрашивают: "Неужели человечество всегда будет ценить как сокровище то, что вчера было дешевой побрякушкой?" - многие все равно продолжают пленяться очарованием ретро. Как правило, это люди, которые диктату моды предпочитают диктат собственного "эго". Для них винтаж - путь к внутренней свободе, ведь на самом деле в этом стиле нет жестких рамок.
Известный историк моды, декоратор и коллекционер Александр Васильев считает, что прошлое - неиссякаемый источник вдохновения, которое мы черпаем в его осколках - винтажных вещах. В отличие от серийного масс-продукта, они позволяют человеку наиболее ярко проявить свою индивидуальность и даже творческие способности (по мнению многих дизайнеров, истинный винтаж - это использование старинных материалов для создания новых вещей).
Сам Васильев в молодости не брезговал рыскать по свалкам (за что был прозван "помоечником"), которые в эпоху застоя представляли собой настоящий Клондайк. Неудивительно, что он только приветствует сегодняшнюю волну интереса к винтажу, но, будучи патриотом, сетует на то, что "мы ищем старину в Сант-
Уэне (Париж) или на Портобелло (Лондон). Но это же не наша история. Мы должны извлекать старинные вещи из бабушкиного сундука или искать их в родных городах и селах".
Если "новодел" все же присутствует в интерьере, мэтр настоятельно рекомендует срочно состарить его (вплоть до копчения на огне - для пущей убедительности) или замаскировать: например, холодильник, шкаф-купе и телевизор оббить велюром либо кожей.
ГОЛЬ НА ВЫДУМКУ ХИТРА
Мнение "русского парижанина" - это взгляд романтика, весьма неуютно чувствующего себя в нашем "техногенном" мире и тоскующего по Флоренции времен Медичи. А вот британский дизайнер Рита Кениг более прагматично оценивает всеобщее увлечение винтажем, уверяя, что это - от бедности.
Стоит признать, что госпожа Кениг не так уж и не права. Антиквариат (равно как и свежие коллекции) далеко не всем по карману, в то время как старая мебель, не имеющая аукционной привлекательности, вполне доступна по цене, а иногда вообще достается даром. Стильные люди, как правило, не очень богаты, поэтому им приходится всячески изощряться, чтобы оставаться образцом для подражания (естественно, в рамках своих финансовых возможностей). Присущее же им чувство вкуса позволяет заявлять тенденцию и промотировать ее так интенсивно, что она становится мейнстримом.
Считается, что моду на винтаж ввел молодой американский архитектор Патрик Уиллис. В 2002 году в штате Алабама он построил необычный дом-эллипс с комнатами, имеющими пять стен. Строительство "съело" основную часть средств, и на приличную мебель денег уже не хватало. Чтобы не влезать в долги, архитектор нанял грузовик и поехал на свалку, где отыскал столы, лавки и шкафчики двадцатых годов прошлого столетия, на удивление хорошо сохранившиеся.
В ход пошли даже плоскодонные лодки, обнаруженные на этом мусорнике. Уиллис распилил их надвое, сделал из половинок шкафы для книг и посуды, покрыл старую древесину лаком и наконец объявил о новоселье.
На вечеринку в честь этого события были приглашены журналисты и местный бомонд. В разгар веселья предприимчивый американец заявил, что в моду входит стиль под названием "винтаж". Гости пришли в восторг от вызывающей простоты идеи и мгновенно стали адептами новой тенденции. Архитектор понял, что настал его звездный час.
На следующий же день он скупил всю рухлядь на окрестных свалках, а для придания ей товарного вида нанял мастеров. Уже пару месяцев спустя идеологи мебельного рынка вовсю пропагандировали новый стиль, выпуская каталоги отреставрированных вещей.
Сегодня Уиллис правит целой бизнес-империей, агенты которой прочесывают все мало-мальски перспективные помойки мира. В 2003 году его последователи открыли для себя Россию, из которой тоннами вывозили старинную резную и расписную мебель, сундуки, лари, горки, буфеты, поставцы, скупавшиеся за бесценок. В Америке все это "добро" приводилось в божеский вид и перепродавалось за баснословные деньги. Когда иссякли запасы старья, в дело пошли покосившиеся деревенские заборы (ценные своей побитой временем древесиной), из которых прямо на месте под заказ изготавливались столы и шкафчики на шипах (без единого гвоздя).
Мораль всего вышесказанного такова: не ищите красоту за тридевять земель. Она буквально у вас под носом, и если вы вниматель-
но присмотритесь к мебели, ког-да-то свезенной на дачу,
то наверняка найдете винтажную вещь. Кстати, на Западе
наблюдается легкий ажиотаж по поводу гарнитуров 60-70-х годов прошлого века, так что будьте бдительны: есть шанс оказаться на пике моды.
УЗАКОНЕННАЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
В угоду заявленному стилю новую мебель специально состаривают. В этом случае предмет претендует не на подлинность, а на право быть историчным. Дизайнеры охотно пользуются этим приемом, чтобы как-то облагородить серийный стандарт. Да и не у всех покупателей есть возможности и средства приобретать подлинники.
К слову, искусство состаривания мебели - не сегодняшнее изобретение. Не секрет, что нынешние антикварные рынки заполнены подделками, причем не только современными. Еще во второй половине XIX столетия, чтобы удовлетворить спрос на мебель XVII-XVIII веков, известные мастерские Парижа, Венеции и Петербурга начали масштабное производство фальшивок, наводнивших впоследствии многие аристократические дома.
Обычно образцом для создания имитации служит антиквариат, представленный в салонах, но идеи можно подсмотреть и в художественных музеях - на живописных полотнах (многие художники вполне реалистично изображали предметы обстановки).
А голландская фабрика THEODORE ALEXANDER, например, тиражирует предметы антикварной мебели после приобретения соответствующего разрешения у их владельца. Ее последняя коллекция REPLICA представляет копии наиболее известных и дорогих изделий, когда-либо продававшихся на аукционах.
Когда "болванка" готова, мастер добавляет ей возраст: особым образом шкурит поверхность (техника рустикаль), затем наносит краску (она должна быть выцветшей, чтобы просвечивала текстура дерева), эмаль или позолоту и тщательно покрывает поверхности трещинками (техника кракле). Для нанесения лоска используются только матовые лаки и натуральный воск. В качестве декора - резные деревянные или латунные накладки. Тщательно имитируются всевозможные отметины времени - червоточины, следы от горячих чашек, а также всякие царапины и сколы. Словом, детально "выписывается" история, которой никогда не было.
ППроизводство мебели в стиле винтаж - прерогатива французов и британцев.
Во Франции признанный лидер - семейное предприятие GRANGE, предлагающее коллекции (от спальных гарнитуров до кабинетов), в которых традиции сплелись с современными тенденциями. Изящная мебель классических форм декорирована золотыми окантовками в духе гламурного шика, на обивках распускаются пышные (в стиле барокко) цветы - словом, "красивая старость".
Фабрика MOISSONNIER выпускает мебель, цитирующую образцы эпохи Просвещения, правда, несколько модернизируя ее. Применяемая при изготовлении техника до сих пор остается секретом для прочих мебельщиков.
Современная "аранжировка" проявляется в использовании не-
ожиданного для классики цвета или декора. Эта мебель гармонично смотрится и в гостиной, и на просторной веранде загородного дома, а трогательно деревенские буфеты прекрасно впишутся в его кухню. Для любителей роскоши фабрика выпускает комоды и столы, украшенные резьбой и позолотой.
Фабрика LABARERE, девиз которой "От отца к сыну - с 1870 года", буквально опирается на достижения прошлого, используя при проектировании мебели эскизы и чертежи старых мастеров. Зато абсолютно не церемонится с цветовой гаммой, окрашивая предмет сразу в несколько ярких цветов. Фирма специализируется на стилизации различных исторических эпох, причем активно работает с заказчиком, предлагая клиенту самому определить степень "состаренности" будущего бюро или стеллажа для старинных фамильных сервизов. Фасады многих предметов выполнены в технике интарсии (наборные рисунки из разных цветов дерева), а также украшены росписью - пасторальными сюжетами или портретами.
Среди британских фабрик стоит отметить BEVAN FUNNELL. Ранее компания занималась исключительно реставрацией винтажной мебели, но потом занялась производством собственной. Естественно, накопленный опыт позволяет создавать великолепные подделки - они представляют собой точные копии традиционной мебели викторианской эпохи.
История компании ROYAL OAK, началась. с пари, которое заключили между собой ее основатели Джанет и Пол Кент. Джанет купила комод, сработанный местными столярами, а Пол, которому изделие показалось довольно убогим, заявил, что смог бы сделать и лучше. В результате появился комод, положивший начало деятельности новой фабрики.
Сегодня британские мастера вручную изготавливают мебель под старину (причем только из дуба), руководствуясь девизом: "Мы используем технологию, которая была бы понятна плотнику, жившему 400 лет назад".
Предметы мебели OLD CHARM - это изысканные вещи, выполненные в стиле, присущем времени правления династии Тюдоров, когда мебель из предмета обихода превратилась в произведение искусства.
На родине винтажа - в США одной из наиболее признанных в области репродукции старинных вещей считается компания E.J.VICTOR. Своими лучшими образцами она обязана дизайнеру Кэрол Болтон, которая активно пропагандирует винтаж. Вещи от Carol Bolton - это уникальные образцы классической роскоши в современном звучании. В новую коллекцию Couture 25 входят 25 предметов, которые изготовлены из экзотических пород древесины, ценных металлов, камня, стекла и оббиты роскошными тканями.
воскресенье, 8 марта 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий