четверг, 12 марта 2009 г.

Maison du caf�



Еще одно из мест на Гваделупе из серии "must see" - дом кофе. Хотя бы потому, что это один из редких памятников старины, сохранившихся до наших дней.

Впрочем, если вы только проедете по дороге, ведущей на эту старинную плантацию, вам уже будет что вспомнить. Чрезвычайно узкая, с одной стороны срывающаяся в ущелье, с другой стороны подпертая каменной стеной, она оставляет весьма острые ощущения, особенно при проходе совершенно непросматриваемых поворотов.

Если бы не подбадривающие указатели на "Дом Кофе" время от времени, я бы поверила, что дорога на самом деле давно кончилась, а эта узкая колея проложена редкими самоубийцами, выбравшими оригинальный способ покончить с собой, съехав на тракторе в пропасть.

Поэтому я была удивлена увидев ухоженный домик с более-менее приличным паркингом для туристов, да и самих туристов тут было не мало. Значит не мы одни такие идиоты любопытные.

За роскошными воротами обнаружилась очаровательная усадьба, сохранившая все свои постройки со времен расцвета.

Просто пройтись по двору уже достаточно интересно, а нам еще была предложена экскурсия, весьма познавательная и интересная.

Открыли кофе в Йемене. Один пастух заметил, что его козы возвращаются сильно навеселе, пожевав неких ягод.

Не будь дурак, он и сам их пожевал. Со временем методика увеселения поменялась, и в конце концов на Ближнем Востоке родился этот замечательный напиток. Европейцы тоже его оценили, и покупали втридорога кофе в своих экспедициях.

Положение немного улучшилось после того, как у многих европейцев появились колонии, и, следовательно, места для выращивания своего кофе. Французам растения кофе достались от голландцев как подарок Людовику 14-му.

Тот недолго думая снарядил экспедицию на Гваделупу для обустройства драгоценных саженцев. Впрочем, начало было не очень удачным: один саженец погиб, а второй посадили на Грантерре, в кальцированную, совершенно не подходящую для него почву. Но на их счастье, на Гваделупе есть еще и Басстерра с совершенно шикарными для кофе условиями: на высоте, во влажном климате, с кислыми почвами.

И вскоре французы смогли не только пить свое кофе, но даже продавать его, выйдя чуть ли не в мировые лидеры по его производству.

Конец идиллии положила отмена рабства. Бывшие рабы не спешили взятся за ту же самую работу за деньги, предпочитали "искать себя", так до сих пор и ищут. Работать на плантациях стало некому, а найм высокооплачиваемых рабочих делал антильский кофе совершенно неконкурентноспособным на международном рынке.

Так и угасла некогда процветающая империя кофе, сохранив только несколько плантаций, поддерживаемых в основном самими хозяевами и их семьями.

Проблема с кофе в том, что ручной труд при его сборке просто необходим. Во-первых, растет оно на горных склонах. Пройти по тем тропинкам и человеку не очень-то очевидно, а машинам уж и подавно. А во-вторых, зреет оно неравномерно: в одной грозди может быть только одна-две спелых ягодки, остальные совершенно зеленые. Тут только человек может разобраться, какую ягоду уже рвать, а какую оставить на кусте.

Все это требует рук, в условиях найма соврешнно разорительных. А как же Колубмии с Бразилиями, спрашиваем. А они, отвечает наша экскурсовод, во-первых, платят рабочим копейки (а не СМИК, как французы), во-вторых, ввиду просторов и выбора посадки, выращивают кофе приспособленное для машинной сборки.

Качество такого кофе, конечно, невысокое (кто там особенно спелость контролирует), но зато цена убийственная.

Экскурсовод настолько искренне и убедительно сокрушалась об отмене рабства, что мысль "а почему бы и нет" начала закрадываться в наши головы. Пока мы не увидели условия, в которых жили рабы.

Бараки, как хлевы - один для мужчин, один для женщин. Строгое разделение. Хлебное дерево рядом - его плоды практически единственный источник пищи. И раз в год "случки" для возможности иметь потомство и новых рабов.

Протрезвляет, если честно.

Много чего интересного было на экскурсии. Узнали, что видов кофе всего 3 - гватемала (с маленьким

содержанием кофеина), робуста (с очень высоким) и арабика (среднее). Остальное уже сорта этих трех,

различающиеся по вкусу. Еще кофе различается по степени прожаривания: американцы предпочитают слабожаренные

зерна, итальянцы - сильно жаренные, французы "золотую середину". На содержание кофеина жарка никак не

влияет, только на цвет. Так что светлый кофе из робусты может оказаться крепче, чем черный-черный кофе из

гватемалы, хоть и менее выразительным по вкусу ввиду слабой зажарки.

По кофе, как и по винам, проводятся соревнования и есть номинации. Наш гваделупский кофе удостоился 4-го

места в своей категории, чем экскурсовод заслуженно гордилась.

Ну и в конце нам устроили дегустацию. Может быть мы, конечно, ничего в кофе не понимаем, но нам

предложенный напиток не очень понравился. Но рассказанная история возбудила мой интерес, и из поездки я

привезла несколько пачек антильского кофе, который оказался действительно восхитительным. Так что, думаю, в этом Доме кофе просто не умеют его правильно варить :)

А сама плантация больше напоминает тропический сад. Мандарины, папайи, бананы повсюду в изобилии, и между ними притулились кофейные деревца. Одно дерево дает в год 2 кг кофе - не так уж много.

Повсюду растет ваниль (еще один разрушенный источник антильского богатства). Ее производство тоже требует рук: собрать душистые стручки можно только на дереве, на котором она растет (ваниль - орхидея и паразитирует на деревьях). И корабкаться приходится достаточно высоко, впечатляет.

А эта несчастная закорючка на коре на самом деле цветок какао.

Из него получится плод, за которым тоже придется корабкаться - какао, зрея, остается на дереве, и может так там и сгнить, если вовремя не снять.

А украшает усадьбу и сад "королевская пальма" - признак богатсва. Никакой практической ценности эти пальмы не имеют, но это как малиновый пиджак для богачей того времени: она настолько трудна в выращивании и дорога в перевозке, что чем выше пальма, тем круче. Здешняя, как видите, свидетельствует об исключительном богатстве хозяев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий