воскресенье, 12 апреля 2009 г.

Метаморфозы флоры и фауны

ПРИРОДА - ХРАМ, А НЕ МАСТЕРСКАЯ.

"Всякая попытка свести изобразительное искусство

к визуальным задачам есть борьба против его извечных

функций - быть метафизикой и мировоззрением".

Эрнст Неизвестный

Страстно-одухотворенные цветы, взволнованные небеса и трепещущий воздух Натальи Баженовой. Перед нами -  фрагменты того живого, трепетного, постоянно находящегося в движении мира, о самодостаточности которого человек постоянно легкомысленно забывает. При этом мало кто из наших современников чувствует себя всего лишь мельчайшим оттенком на палитре Природы, а ведь именно так определяет его место во вселенной художник Наталья Баженова.

В творческом мире Натальи Баженовой романтик легко уживается с философом.Вглядываясь в цветы и прихотливо-изысканные по цвету деревья, музыкально-поэтические пейзажи, понимаешь, что не раз бывавшая в Китае московская художница основательно усвоила уроки древнего жанра "хуаняо". Так называют особую "живопись цветов и птиц", возникшую в Китае еще в 1Х веке. За повторяемым десятки, сотни раз рисунком реального, живого цветка - целая философия природы. Китайские мудрецы былиубеждены: художник должен верить - только тот, кто сделает себя добрее и лучше, сможет постигнуть одну из тайн мира, тайну живой природы. И тогда он сможет ее нарисовать. Недаром древняя китайская поговорка- ее любил повторять А. Матисс - гласит: "Когда рисуешь дерево, нужно чувствовать, как оно растет".

Постоянное стремление природы к ритму - о нем писал тонкий знаток жизни леса Михаил Пришвин - подчеркивает в своих акварелях и живописных полотнах из цикла "Мелодия травы", "Геометрия полета", "Храм птиц" Наталья Баженова. Ритмическое, озвученное движение ветвей и травинок помогает зрителю осознать свою включенность в этот торжественный хоровод повседневного Бытия Природы, где человек - родной брат всему живому, никогда не забывает мудрое утверждение Бориса Пастернака "поэзия - в траве".

В теплых, золотисто-светящихся пейзажах Натальи Баженовой редко встретишь человеческую фигуру. Судя по этим полотнам, она решала похожие сверхзадачи: прочитать и понять самый древний и трудный язык - язык живой природы. Эта природа - подмосковного леса или рижской косы - увидена глазами художника, глубоко ощущающего хрупкость и изменчивость этого мира, в котором человек - краткий гость, но отнюдь не хозяин.

На знаменитый, поставленный еще Иваном Сергеевичем Тургеневым вопрос: "Природа - это храм или мастерская?" - Наталья Баженова отвечает уверенно и однозначно - "Конечно, храм". Требующий бережного, заботливого и внимательного отношения, молчаливого преклонения перед совершенством и мудростью ее Создателя, чей замысел мы напряженно стремимся постигнуть в течение всей жизни.

.И вспоминается пророческое признание героя рассказа "Зверек" классика советской фантастики Северина Гонсовского: "Понимаешь, каждое животное  видит мир по-своему. И таких миров бесчисленное множество. У всего живого. У комара, у лисицы, у ласточки. И вот теперь люди подошли к тому, чтоб научиться видеть эти миры. Их столько, что целой жизни не хватит".

Лола Звонарева

доктор исторических наук,

академик РАЕН

Комментариев нет:

Отправить комментарий