И когда они сели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
Ровно год назад, приятным майским днём, в девятидневной поезке по странам Бенелюкса, мы посетили небольшой, но очень красивый город в Бельгии, Брюгге. Там наш гид Павел повёл нас в музей искусств, где я увидела эту картину.
- Ну, кто знает, как называется эта картина? - Выстрелил в нас вопросом Павел.
- Тайная Вечеря! - тут же ответила я, ни минуты не сомневаясь. Группа молчала.
- Молодец! Правильно!
А что тут было сомневаться? То, что было на ней изображено, не вызывало никаких других ассоциаций: стол, за столом люди, на столе буханка хлеба. Что ещё это могло быть? Правда, рисунок не канонический, довольно необычный. И моментально привлекает внимание именно своей необычностью. Первое, что бросилось в глаза - вертикальность картины. Обычно, на холстах великих (и не очень великих) длинный стол по горизонтали и двенадцать апостолов по обе стороны Иисуса. Есть, где стол в ракурсе по диагонали. Но на этой картине стол расширяется по нисходящей, как бы утыкаясь в зрителя. Иисус во главе стола, за ним видны несколько апостолов и остальные по обе стороны стола. Иуду невозможно не определить сразу же. Не возникает никаких сомнений.
Вопреки традиции, по которой Иуду писали в профиль, или отвернувшегося от зрителя, в густой тени, художник поместил Иуду близко на передний план, хорошо освещённым. Легко можно увидеть выражение его лица. Необычна рука с длинными суставчатыми пальцами и оттогнутым мизинцем, как клешнёй вцепившейся в край стола. Натруженная рука рабочего человека. Иисус (центральная фигура) пристально смотрит на него. Внимание остальных апостолов также на Иуде. Означает ли это, что тайна слов Иисуса, когда он сказал, что один из учеников предаст его, расскрыта?
Участники ужина написаны на золотистом фоне (что характерно для икон). Они стоят на коленях вокруг стола. И только ступни ног Иисуса свисают. Как на кресте...
Очень необычен пол. Чёрно-белые крупные квадраты. Как шахматная доска, на которой разыгрывается партия. Только фигуры на ней - живые люди. И это их судьба решается в данный момент.
Иуда ещё с ними. Но скоро, вот сейчас, прозвучит голос Учителя: Один из вас предаст Меня.
И ещё.
Что должен делать, делай скорей.
И Иуда встанет и уйдёт. А ученики останутся в растерянности, не понимая, что происходит, и кто из них предатель...
Хорошо, что со мной был фотоаппарат, и я моментально запечатлела эту картину.
Но только вернувщись из поездки домой я вспомнила, что не спросила имя художника!
Ладно, - думала я, - узнаю как-нибудь. Гугл поможет.
Нет! Не помог...
Снова и снова шарила я по этому всемирному справочнику, но искомой картины не было на его нескончаемых страницах...
Совсем уже отчаявшись, я решила послать нашему гиду Павлу письмо с этой фотографией картины и попросить назвать мне имя художника (уж он-то, наверняка знает!)
Но всё не решалась, медлила...
Но как-то раз я решила посмотреть эту фотографию снова, и (о, радость!) заметила в правом нижнем углу (где ей и положено быть) подпись художника! Буквы были еле различимы. И я всё увеличивала и увеличивала картинку в размере. Наконец, буквы сложились в слова и я прочитала:
G van de Woestyne, или что-то очень похожее на то.
Где наш Гугл?
Есть!! Я нашла этого художника! Теперь можно прочитать несколько строк его биографии и поделиться своим открытием малознакомого широкой публике интересного фламандского художника. (Одного из многих. Фламандия была щедрой на таланты и дала миру огромное множество замечательных художников. Но сейчас нас интересует только один.)
И вот что я о нём узнала.
Бельгийский художник, экспрессионист, Gustav Van De Woestyne (Woestijne) родился в Генте 2 августа 1881 г. Умер 21 апреля 1947г.
Учился в академии Koninklijke в Генте (1895-1899гг.)
У него был старший брат, известный в то время поэт и писатель Karel Van De Woestyne (1878-1929). Под его влиянием молодой художник, которому было тогда не больше двадцати лет, переезжает в 1901 небольшую деревушку под названием Laethem-Saint-Martin на реке Leie недалеко от Гента. Там, в составе первой группы художников они организовывают артистическую колонию, где можно было работать в тишине на натуре. Позже эта группа стала известна под названием \"Первая ЛатемскаяГруппа\" (\"First Group of Latem\").
Художники объединились вокруг скульптора-символиста и лидера нового течения в искусстве Art Nouveau George Minne (1866-1941), который обосновался в Latem в 1899 году. Он и Karel Van De Woestyne стали лидерами молодой группы художников, к которым вскоре примкнули ещё несколько художников.
Похоже, что увлечение живописью не сразу дало средства на жизнь. И с 1902 по 1906 год Gustav Van De Woestyne работает медбратом (санитаром).
Несколько месяцев художник прожил в монастыре Бенедиктов. Но что он там делал и чем занимался, вопрос остаётся открытым. Хотя, судя по его многочисленным картинам на религиозную тему, можно предположить, что художник активно вживался в быт монашеского уклада, наверняка беседовал с некоторыми из них о религии, о боге...
Во время своего пребывания в Latem, вплоть до 1909 года, художник создаёт множество портретов, картин природы и картин на религиозные темы в особой символисткой манере.
Его увлечение фламандскими мастерами-примитивистами и Pieter Breughel, картины которых он увидел в 1902 году на выставке картин в Bruges и английскими пре-рафаэлитами легко прослеживается в его творчестве. Позже приходит его увлечение итальянскими мастерами.
Особенно его привлекал сюжет Последней Вечери. Он написал несколько вариантов на этот сюжет. Один из них вывешен в музее Брюгге.
До обидного мало сведений... Мне не сразу удалось узнать, кто были его родители, имел ли он семью, детей. И если бы не случайный визит на eBay, где продавалась книга с биографией художника, я не смогла бы найти и посмотреть другие его работы. Возможно, я бы купила эту книгу, если бы она была написана на русском, или английском, но она написана на французском языке. А я не знаю и не понимаю ни слова на французском.
Да, \"зелен виноград\"...
В обширном томе книги по искусству \"Art\" (в руках не удержать!), где прослеживается вся история изобразительного искусства, начиная с первых наскальных рисунков по сегодняшний день, и где представлены все мало-мальски известные художники, не говоря уже о титанах, не было ни строчки, ни малейшего упоминания о Gustav Van De Woestyne (не берусь переводить его имя на русский язык).
И всё же, по крупинке, тут и там, как курочка, клюющая по зёрнышку на обширном дворе, я нашла ещё несколько упоминаний о нём в сетях Интернета.
И вот какая вырисовывается картина.
Густав ван де Woestyne происходил из интеллигентной семьи. Были ли они богаты - мне не удалось узнать, но детям родители дали возможность получить образование. Густав учился в академии художеств в Генте с 1895 по 1899 год.
(Koninklijke Akademie voor Schone Kunsten)
Карл, - брат художника, - учился в университете на филологическом факультете и позже вошёл в историю фламандской литературы, как поэт и писатель.
Карл был старше Густава всего на три года, но имел, по всей видимости большое на него влияние и они были очень дружны. Сохранился портрет Карла ван де Войстайна кисти Густава. На нём изображён мужчина ещё довольно молодой, с приятным лицом, огромными в пол лица глазами, волнистым чубом ниспадающим на высокий с залысинами лоб и усами и бородкой дон Кихота. Есть ещё одна фотография, где братья изображены в группе своих товарищей, художников и единомышленников. Это фотография сделана в 1902 году и они там совсем молодые (напомню, что Густав родился в 1881 году). Мне удалось обнаружить ещё две фотографии. На одной изображены все четыре брата. Густав стоит первым слева. Это красивый молодой человек, с пышной шевелюрой и тонкими чертами лица. Бородка и усы дополняют портрет. Рядом с ним Карл. А в первом ряду чуть пониже - младшие братья Морис и Эдуард.
Они родились в Генте. Этот красивый небольшой город в сердце Фламандии (недалеко от Брюсселя) был колыбелью и отчим домом замечательных больших художников последние шесть столетий, таких, как Pieter Bruegel, Хьюго ван дер Гоес, Юстус ван Гент и многие другие.
Очевидно, что происходили они из почтенной и зажиточной семьи. Так, по словам самого Карла (в статье 1922 года), они были \"молодые привилегированные члены интеллигенции, студенты университета\", тогда как их товарищ и друг De Bruycker \"был простым рабочим\" (впоследствии он стал художником, о котором Карел написал две статьи в 1912 и 1922 году).
В то время, как De Bruycker искал (и нашёл) успех и признание в артистических кругах, вырвавшись из рабочей среды, братья де Войестайн покинули своё обеспеченное существование в отчем доме и примкнули к свободным художникам.
Житьё их не было лёгким. Похоже, что им иногда приходилось голодать. Так, Карл вспоминает в своей статье, что они даже заболели от того, что питались одними яйцами, и мать прислала им прислугу, которая должна была ухаживать за ними и готовить еду.
Но что значат все эти трудности, когда братья были молоды и полны сил и энергии, а главное, художественных замыслов.
Карл пишет стихи, основанные на религиозной тематике и крупицах автобиографии.
Густав увлечён написанием портретов рабочих людей. Его страстно интересуют евангелические сюжеты, в первую очередь Иисус и его ученики. Позже, уже во время Первой Мировой Войны, в Уэлсе, он напишет огромную пацифисткую картину \"Спящие\". На ней художник изобразит стадо овец и спящих пастухов. Кто-то пытается разбудить одного из них... Аллегория со сценой в Гефсиманском саду очевидна, когда Иисус молился в одиночестве и просил у учеников только одного: не спать! Но они мирно спали...
Существует портрет жены художника, Prudence De Schepper, написанный в 1910 году. Значит, к этому времени он был уже женат. А в 1815 году, в Англии, у них родился сын, Давид, который стал музыкантом и композитором. Давид рано увлёкся музыкой и уже в десятилетнем возрасте учился в Королевской Консерватории в Брюсселе (1925-1929) по классу рояля и изучая там сольфеджио. Затем он продолжил своё образование по классу композиции, органа и камерной музыки.
Но мы забежали немного вперёд.
Германия оккупировала Бельгию в августе 1914 годы. Через шесть недель после оккупации двое джентельменов из среднего Уэлса, юрист и борец за гражданские права, обшаривали Бельгию в компании с профессором филологии из Гентского университета. В результате их поисков была сформирована небольшая группа художников и писателей, которым было предложено убежище в Уэлсе, если они согласны бежать из оккупированной территории. Это произошло во время короткой передышки, пока германские войска не оккупировали Бельгию полностью.
Несмотря на то, что в Великобритании раздавалось множество голосов в защиту и поддержку бельгийских беженцев, кажется экстроординарным усилия храбрецов из Уэлса в их героическом акте по спасению творческой элиты из опасной зоны.
В числе спасённых и получивших убежище на протяжении всей войны, оказались несколько музыкантов, скульптор George Minne и три художника.
Так Густав вон де Woestyne оказался в Англии со своей семьёй.
Он несколько раз переезжал из Уэлса в Лондон. А в конце войны вернулся на родину, в Гент.
Во время войны на художника оказало большое влияние французский кубизм и германский экспрессионизм.
Помимо художественного таланта Густав вон де Woestyne обладал и литературным дарованием. Так, им была написана книга о себе и любимом брате, поэте Кареле. Книга так и называется: \" Карел и я\". В ней с удивительной искренностью и теплом описывается их жизнь в колонии художников в живописном местечке Laethem-Saint-Martin, в котором они начинали свой творческий путь.
Оба брата похоронены рядом на кладбище в Генте.
среда, 30 сентября 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий