четверг, 26 ноября 2009 г.

Об ударных инструментах)

Ударные инструменты с натянутой кожей:

Литавры - медные котлы, обтянутые кожей. Единственные из семьи барабанов исполняют гулкие звуки точной высоты. Играют на литаврах двумя мягкими колотушками. Большой барабан - Один из древнейших инструментов. Встречается у многих народов мира. В Европу большой барабан пришел из Турции в XVIII веке вместе с модной тогда янычарной музыкой. Звук сильный и гулкий. Бьют в большой барабан войлочной колотушкой. Малый барабан- издавна считался "своим" в армии за особое умение подавать сигналы резким, требовательным голосом. С легкостью справляется с самыми быстрыми и сложными фигурами. Играют на нем деревянными палочками, иногда металлическими метелочками. Доли- особый барабан народностей Кавказа и Ближнего Востока. Корпус, выдолбленный из дерева, обтянут кожей с двух сторон. Играют на нем пальцами и ладонями. Тамплипи'то, нагара- глиняные горшочки, обтянутые сверху козлиной кожей или бычьим пузырем. Встречаются эти инструменты у народов Закавказья, Средней Азии, Ближнего Востока. Том-том- китайский глухой барабан, бывает разных размеров. В зависимости от размера звук получается более резкий и сухой или более гулкий. Бонги- маленькие барабанчики, подаренные, как считают, музыке американскими индейцами. Корпус, склеенный из деревянных дощечек, сверху обтянут козлиной кожей. Конга (тумба)- кубинский барабан в виде бочки, на котором играют ладонями и пальцами рук. Тамбурин (бубен)- барабан без корпуса, но зато с позвякивающими от удара руки маленькими металлическими тарелочками. Дойра- восточный большой бубен. Ударные инструменты металлические:

Колокольчики- есть такая детская игрушка: металлические пластинки разной длины. Ударяя по ним палочками, можно наиграть мелодию. Колокольчики - та же детская игрушка, отличаются они только лишь точно выверенным и очень нежным звучанием. Колокола- как звучат колокола, ты, наверное, знаешь. В оркестре встречаются колокола обычного вида, но чаще - набор металлических труб разной длины, на которых можно сыграть несложную мелодию. Вибрафон- звук на этом инструменте очень интересный. Дают его металлические пластины разной длины, а усиливают и преобразуют в пульсирующее звучание специальные трубы с задвижками, работающими от электромотора. Вибрафон успешно соперничает с самыми мелодичными инструментами. Флексатон- деревянные палочки быстро барабанят по металлической пружине, получается очень мелодичное и сильное завывание. Треугольник- стальной прут, изогнутый треугольником. От быстрых ударов металлической палочкой звенит, как электрический звоночек. Тарелки- тонкие металлические диски из специального сплава. От удара друг о друга дрожат, производя сильный, красивый шипящий звук. Подвесная тарелка- тарелка, по которой бьют мягкими или твердыми палочками. Бывает, для дребезжащего звука на нее кладут металлическую цепочку. Тарелки с педалью- этот инструмент называют также хай-хэт или чарльстон. Бразильская пандейра- рама с тарелочками, которые звенят от встряхивания. Тамтам, гонг- старинные священные инструменты из храмов Дальнего Востока: Китая, Монголии, Индонезии, Бирмы. Что-то вроде больших сковород, очень искусно выкованных из металла редких сплавов. От удара мягкой колотушкой в воздухе расходится таинственный гул. Кастаньеты- деревянные раковинки-дольки. Быстро ударяясь друг о друга, издают стрекотанье. Коробочка- кирпичик из особого, хорошо высушенного дерева, издает при ударе довольно сильные щелчки. Бамбузи- японский инструмент, набор бамбуковых высушенных трубок. При раскачивании и потряхивании издает тихий таинственный шелест. Маракасы- кубинский инструмент из высушенного полого кокосового ореха с мелкими камушками внутри. Челюсть- таким инструментом действительно пользуются латиноамериканские народы. Это настоящая челюсть крупного животного: лошади, мула, осла. Мариба и ксилофон- инструменты, на которых играют мелодии. Набор мелодичных деревянных брусочков, длина каждого рассчитана так, чтобы он при ударе давал звук строго определенной высоты.

А ТЕПЕРЬ ОБ УДАРНЫХ УСТАНОВКАХ!:

Конструктивные особенности:

По количеству и составу инструментов ударные установки обчыно подразделяются на два основных вида. В набор классической («английской») ударной установки входят:

барабаны - басовый (bass drum, «бочка») и малый (snare, «ведущий»);

один альт, или том-том;

тарелки (cymbals, «железо») - ритмическая ride (дает «чистый», колоколо-подобный тон), акцентная crash (дает более «грязный», «шипящий» тон) и сдвоенная hi-hat (или «чарльстон»).

«Американская» ударная установка включает, как правило, три или более том-тома, в их числе малый (high), средний (medium) и большой (floor). Малый барабан и бочка ставятся перед ударником, малый и средний томы крепятся на бочку, большой том и тарелка ride устанавливаются по правую руку от барабанщика, hi-hat и crash - по левую. В число дополнительных ударных инструментов могут входить различные модификации тарелок ride и crash, один или два тома.

Барабанщики «металлических» направлений используют две бочки и даже два хай-хэта (управляемые сложной системой педалей), увеличивают количество томов (до четырех-пяти) и тарелок (до шести-семи).

К перкуссиям, использующимся в рок-музыке, относятся cowbell, tree-bells, гонги, бонги, конго, маракасы, cabasa, тамбурин, румба, wood-blocks, колокольчики, вибрафон, ксилофон, маримба и другие.

Семантика:

Поскольку по своей генеалогии ударные инструменты в роке (джазе) восходят к африканским ритуальным барабанам (talking drums), их сакральная функция, бесспорно, сохраняется. Ударные имеют ритуалистическое значение и в других традиционных музыкальных культурах (Арабский Восток, Индия и др.).

Исполнительские приемы:

Техника игры на ударных в рок-музыке задействует обе руки и ноги и подразумевает использование веса всего тела (особенно в «тяжелых» направлениях), поскольку неэлектрифицированные (хотя и подзвученные) барабаны должны составлять основу общего «электрического» звучания. Существует значительна разница в технике игры на джазовых и рок-ударных. Джазовая техника в большей степени опирается на игру руками по малому барабану и томам, бочка же используется фрагментарно, в основном для завершения пассажей. Рок-барабанщики аналогичные ритмические рисунки «раскладывают» на малый и бочку, а освободившуюся правую руку используют для исполнения независимой ритмической партии по тарелке ride или хай-хэту (crash применяется для более редких акцентов).

Наблюдаются различия и в способе держания палочек (пальцевый в джазе и кистевой в роке), хотя многие рокеры пользуются джазовым способом, поскольку его виртуозные возможности гораздо шире. Более мягкое звучание джазовых ударных связано с преимущественным звукоизвлечением щетками, а не палочками. Особые авторские приемы, как правило, связаны с поиском новых звучаний барабанов при помощи подручных материалов (так, Д. Бонэм из Led Zeppelin застилал бонги фольгой), с изменением мензуры. Иногда применяются различные процессоры и синтезаторы, придающие звучанию барабанов определенную высоту и окраску (в том числе, близкую человеческому голосу).

Наиболее популярные производители барабанов:

- фирмы Premier, Ludwig, Yamaha и Tama; тарелок и другого «железа» - Paiste, Sabian, Zildjian.

Выдающиеся барабанщики:

Их имена, конечно же, знакомы всем нам - это, В первую очередь, ОЛЕГ ПУНГИН!( "МУМИЙ ТРОЛЛЬ")! Джон Бонэм (Led Zeppelin), Ян Пэйс (Deep Purple, Whitesnake), Карл Палмер (Asia, ELP), Коузи Пауэлл (Jeff Beck, Black Sabbath, ELP, Rainbow, Michael Schenker Group и др.) Нил Пёрт (Rush), Терри Боззио (Frank Zappa и др.), Эрик Сингер (Black Sabbath, Kiss, Brian May и др.), Билли Кобэм, Билл Бруфорд (Yes, King Crimson, UK и др.), Стив Гэдд, Майк Террана (Tony McAlpine, Ingwie Malmsteen, Gamma Ray, Rage) и многие другие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий