вторник, 1 декабря 2009 г.

САМОЕ ВАЖНОЕ. ШИШКИН М. "ВЕНЕРИН ВОЛОС" на сцене.



Normal

0

false

false

false

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman";

mso-ansi-language:#0400;

mso-fareast-language:#0400;

mso-bidi-language:#0400;}

29.11.2009 - 30.11.2009 г. Ночь.

 

Хочу поведать тебе о .  об увиденном. О спектакле «Самое важное» по

книге Шишкина «Венерин Волос»..

 

И понимаю, что это совсем

нелегко.  Уже 0.50. ... 

Но я попробую.

 

(Забегая в конец моего

повествования:

Правда,  я ни слова не сказала ни об игре актеров

(сестры Кутевы - это богатство театра. Мадлен Джабраилова!!!,

 Галина Кашковская), ни о режиссуре, ни о жизни романа в целом на сцене. Я просто не

успевала сказать обо всём.  Но я сказала

-  О САМОМ ВАЖНОМ,  о том, КАК  оно, это САМОЕ ВАЖНОЕ  мне 

увиделось,  осозналось,  созданное 

в прозе и на сцене. )

 

Спектакль длился около 4-х

часов. Поставлен, по-моему, почти весь роман. Это калейдоскоп событий на  фоне одной судьбы. Судьбы женщины. 1909 - 1936.  Страницы её дневника.  Но судеб всё же много. Вся ткань мысли - она

не столько в словах, сколько между ними. Очень много фрагментарных фабул. Чтобы

их «поставить»,  актёры часто не всё

успевают «сыграть», а проговаривают от «третьего» или «своего, первого»

лица.  Текст очень насыщенный. Думаю, что

его даже выучить нелегко. Играют сильно. Но мысль хочет изначально за что-то

зацепиться и самостоятельно ткать свои выводы. Сначала «зацепиться» - очень

нелегко. Лица, лица, диалоги, диалоги. Обо всём. В форме дневниковых сыгранных

записей героини. Но постепенно количество переходит в качество собственного

осознания. Все герои ищут что-то самое важное. Каждый по-своему. У каждого -

эпизоды любви. Фрагменты. Как осколки разбитого зеркала. Любовь больше показана

не сложившейся в конце концов. Попытки, попытки. У всех. Свои. По-разному. А у

НЕЁ один роман сменяется другим. Логично. То первый ушёл на фронт. То второй -

не тот. То третий. Но вот уже у него другая женщина. И так - калейдоскоп,

калейдоскоп. И не только у НЕЁ. ..  Слова.

Чувства. Эмоции. Надежды. И - крушения. Разочарования. Остывание. Одна героиня

в монологе приближается к задуманному стержневому.  Она говорит (примерно):  Любовь в тебе, как апельсин. В нём много

долек. И твоя любовь рассыпается для многих людей, которые проходят в твоей

жизни. Если ты любил, то никогда не разлюбишь. Каждый любимый останется в тебе

жить навсегда. И все они будут согревать тебя долгие годы. ТВОЕЙ ЛЮБОВЬЮ..”..    Позже другая героиня продолжит эту мысль

(примерно): «..  Любовь в тебе - намного

больше и значительнее, чем тот, кого ты любишь. Как правило, он не может

отвечать тебе тем большим, ожидаемым. 

Ты, любя, слишком много ждёшь  

..»

 

Цветаевская Сонечка говорила

(примерно) «А я уж и понимаю, что всё кончилось, а всё  тяну, тяну, как будто пью из пустого стакана,

а оттуда - лишь собственное дыхание.... Я 

никогда никого не оставляла первая..»

 

Я часто ловила себя на мысли,

когда слушала симфоническую музыку, что я не слежу ни за темой, ни за её

развитием..., не смотря на то, что я очень 

хорошо умею это делать - 

анализировать форму, мелодии. 

гармонию,  инструментовку,

драматургию и игру тем, главных, побочных.. 

Я почти обычно всегда просто проваливаюсь в собственные мысли, коим так

удобно и комфортно - на фоне  данной

музыки. Иногда я себя за  это журила.

(Странно, в школе учили, что это слово пишется через «ю», а компьютер исправил

на «у»)  Дескать,  ну, что же ты, - говорила я себе, - всё мимо

пропустила. Слушала, слушала, да не услышала....    Вот так и речь Шишкина. Как музыка.  Его вербальное -  не вербально, на самом деле...    Сегодня в спектакле я почувствовала то

же... Слушаешь, слушаешь, а слышишь - 

СВОЁ.  Между слов, звучащих на

сцене. Много мыслей. Своих. О том, что ....

 

Всё время живешь и

оцениваешь, как ты живёшь, чего достиг, 

почему тебе не удаётся то или иное, почему вообще не даётся то или иное,

почему те двери для тебя закрыты,  почему

любовь мучительно не отвечает твоим ожиданием от неё, почему любимый не

разделяет всех твоих интересов,  почему мечтаешь

о возвышенном, а в руках - одни синицы, да и те - с подрезанными крыльями,  почему всё имеет изъян, почему все

страницы  твоей жизни имеют

несовершенства,  почему окружают сплошные

«недо», почему ты казнишь себя за эти «недо», 

а другого послушаешь, так у него нет даже того, чего у тебя было

много.....

 

ТАК ЗАЧЕМ ЖЕ МЫ ВСЁ-ТАКИ  СТАПТЫВАЕМ НЕ ОДНУ ПАРУ ОБУВИ,  чтобы топать, топать вперёд,  подниматься, подниматься к высотам

собственных достижений,  плодам

самореализации, и постоянно то казнимся, то расстраиваемся, то бичуемся

самокритикой, то просто сокрушаемся, что у нас -  не получилось как хотелось.....   Мы всё идём и идём за этой синей птицей,

которую Шишкин просто называет «Самое Важное», 

а  его всё нет.

 

Это нам так кажется.... 

 

Кажется.  Нам так придумывается..  Мы сокрушаемся, что все фишки - кирпичики

нашей жизни -  несовершенны.  С изъянами...

 

Мы живём  движением к тому маяку, который, как мираж,  яркий, блестящий, идеальный,  нам  всего лишь кажется....  А подходим ближе, и нет его. Либо - с

трещинами и гримасами.  И любимый -  не идеален. И жизнь - не комфортна.

 

Так и хочется подвести сейчас

свой монолог  к выводу, который бы начинался

словами: «А самое важное  - это

.».....  Вот автор и заставляет

каждого думающего зрителя ответить самому себе на этот непростой  вопрос....

 

Наверно, ценность этого

произведения и писателя, и режиссёра в том, чтобы человек как можно раньше

задался этим вопросом,  как можно

раньше,  понял, что жизнь и есть БЛАГО,

она -  и есть САМОЕ ВАЖНОЕ,  именно жизнь -  во всех её дискомфортных проявлениях со всех

её  неидеальных сторон.  И самое важное -  не сокрушаться сегодняшним, воспевая

эфемерное завтра, а -   научиться  видеть красоту собственного бытия каждый день

-  при жизни этого дня. Чтобы не было

мучительно больно смотреть на своё вчера 

с высоты  пресного, как

оказалось,   завтра и - ностальгировать

по вчерашней жизни,  в которой и было

-  СЧАСТЬЕ.....

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий