среда, 8 апреля 2009 г.

Замечательный пост про "Нотр". Автор - Сильвестр.

07.04.2009 в 16:51Пишет Сильвестр:

Век новых судеб и идей

Попытаюсь наконец-то сформулировать свое мнение о премьере мюзикла Нотр Дам с Канцлером Ги в роли Эсмеральды. Снаружи и изнутри, так сказать. Снаружи, потому что в этой постановке я не более, чем зритель. А изнутри, потому что посещал почти все репетиции, стараясь по возможности исправлять в процессе все неровности и шероховатости в образе Эсмеральды, которые замечал со стороны.

Оговорюсь - это даже не отчет, а скорее развернутое изложение собственного мнения, которое может коренным образом отличаться от мнения других людей.

Так начинались времена соборов

Приоткрою секрет, которого не знает даже Канцлер. Историю появления Майи Котовской в этом мюзикле я изложу очень кратко, хотя она сама по себе стоит отдельного описания. Каюсь, грешен - идея с самого начала принадлежала мне. Точнее так - будучи поклонником постановки Лоры Московском с немалым стажем, я все время отмечал, что ее Эсмеральдам чего-то не хватает. На мой взгляд, конечно - а на истину в последней инстанции я отнюдь не претендую.

До Канцлера я видел трех исполнительниц, все они были разными, у всех были безусловные и неоспоримые достоинства, но я смотрел и как тот Станиславский говорил - НЕ ВЕРЮ! Красавицы, умницы, с хорошими голосами и пластикой - но не Эсмеральды. Она не такая должна быть - а вот какая... я не мог сформулровать, пока не познакомился с Канцлером.

Я увидел его первый раз "в деле" - сиречь, в живом концерте, и понял - вот оно! При должной доле шлифовки именно этот человек сыграет Эсмеральду так, как ее представляю себе именно я. Оговорюсь снова - я отнюдь не считаю себя истиной в последней инстанции. Вероятно моя трактовка образа принцессы Двора Чудес далека от совершенства и от авторского замысла. Но я так вижу, а Канцлер в мое видение вписался идеально.

Почву для плодов, которые многие наблюдали воочую на сцене Маяка, я готовил долго и тщательно. Сначала - это было примерно два года назад - показал Канцлеру обе видеоверсии лориной постановки, а потом до кучи еще и официальную французскую версию. И с удовольствием заметил, что у него загорелись глаза. Канцлер любит решать сложные вокальные задачи, и при этом с своих собственных песнях использует возможности своего голоса максимум процентов на тридцать. Когда Ги был уже морально готов, я задал аккуратненький вопрос Лоре Московской, не собирается ли она реанимировать Нотр Дам. И, получив ответ, что не собирается - почему-то не поверил. А когда Лора, подтверждая мои сомнения, объявила прослушивание для потенциальных новых солистов труппы, Канцлер, подгоняемый моим пинком, тут же побежал заявляться.

Верил ли я, что моя бредовая идефикс все-таки осуществится в полном объеме? И да - и нет. А не сомневался ни минуты, что Канцлер споет все до единой партии так, как до него не пел их никто. Но вот что сыграет... на первой же репетиции, увидев совершенно деревянную пластику и полное отсутствие умения двигаться как женщина, я схватился за голову. Те, кто критиковал танец Канцлера-Эсмеральды, просто не видели его два месяца назад.

Он растет, он учится. Сейчас одно могу сказать - перевоплощение шкодной пацанки, в вечныХ штанах, бердсах и с гитарой в дерзкую и шаловливую девчонку удалось даже лучше, чем я предполагал.

Пой, моя Эсмеральда!

Голос, голос... Каждый исполнитель должен петь партию, написанную именно для ЕГО голоса, иначе шедевра не получится, даже если голос очень хорош.

Это аксиома, потому что не требует доказательств. Но доказательство я на последней постановке все-таки увидел - Виктория Григорьева в роли Флер-да-Лис. Именно в этой роли ее потрясающее, хрустальное сопрано зазвучало так, что зрители забыли как дышать. Потому что роль Флер-да-Лис дала Вике возможность не насиловать связки, пытаясь петь партию, написанную для меццо (если вообще не для альта), а развернуться во всей красе. А ее манеры утонченной принцессы дополнили образ дочери из богатой и знатной семьи, которая проводит дни в вышивании и уроках вокала, а вовсе не танцуя под открытым небом ради заработка.

Почему я считаю, что партия Эсмеральды написана для низкого женского голоса? Потому что прослушал практически все евпропейские официальные версии (кроме русской, в которой меня перевод убил) и даже некоторые неофициальные. Подбор солисток и голосов для роли Эсмеральды там очень показателен.

У меня есть теория, почему авторы мюзикла писали партию Эсмеральды именно для низкого голоса. Да, ей шестнадцать , совсем девочка - но вспомните, о каких временах идет речь. Тогда в шестнадцать девушки уже были матерями семейства, еще пара лет - законченная старая дева. Словом, по тем временам Эсмеральда ребенком отнюдь не считалась, к тому же она жила на улице и пела под открытым небом в любую погоду. Сказать, как это влияет на голос?

Но главное даже не это. Эсмеральда по авторскому замыслу - воплощенная страсть. Такая, что от звука ее голоса все окружающие мужчины теряют рассудок. А теперь вспомните, какой женский голос по данным исследований считается наиболее сексуальным? Для тех, кто не помнит - позвоните в секс по телефону. И если тамошние сотрудницы начнут разливаться вам в ухо хрустальным колокольчиком, вместо того, чтобы мурлыкать низким, бархатным альтом - я возьму свои слова назад.

Голос Канцлера с его богатыми, роскошными низами и потрясающе красивым субтоном - то, что нужно для партии Эсмеральды. Пожалуй, из известных мне исполнительниц лучше подходит только голос самой Лоры Московской. Но Лора - талантище, каких мало, кажется, в этом мюзикле она может смело брать любую роль, и исполнит ее идеально.

Кружится юбка вихрем радужных огней

Затрудняюсь сказать, нравится ли мне платье, сшитое Канцлеру для этой роли. Оно исторически достоверно - это факт, оно идет Канцлеру - тоже факт. Но вот подбор ткани... Атлас плюс газ - на цыганке?!!

Впрочем, я не о том. В антракте спектакля до меня донесся разговор поклонников мюзикла со стажем, которые выражали недоумение появлением разноцветных вставок в газовой юбке Эсмеральды, аргументируя свое недоумение таким вот блестящим заявлением: "она же всегда в красном раньше была".

Открою служебную тайну - модель платья заимствована у одной из кинематографических Эсмеральд, и выбрана именно за цветные вставки. Разноцветный вихрь - вот что должна представлять из себя танцующая Эсмеральда. Яркое пятно на общем фоне, притягивающее взгляд подобно цветку в пыли дороги.

К сожалению, из-за того самого странного подбора ткани, радужность юбки Эсмеральды видна только в танце. В статике - мы созерцаем обыкновенную красную юбочку с неровным нижним краем, облепляющую ноги и отнюдь не производящую какого-либо впечатления. Это - ответ на вопрос почему Канцлер все время размахивает юбкой, неужели ему руки некуда девать.

Для вас мы чужаки, неверные

И в заключение, хочется выразить свое огорчение по поводу того, что проект Лоры Московской обречен навсегда оставаться любительским. Почему - думаю, всем и так понятно.

Как я уже сказал, я наблюдаю его не первый год. И нынешнюю постановку от самых первых отделяет целая пропасть. Сейчас мы наблюдаем уже постановку уровня, близкого к профессиональному настолько, насколько участникам позволяют собственные силы и средства.

Более того, просмотрев на днях для обновления впечатлений французскую официальную версию, я с удивлением отметил один факт. Да, там массовка профессиональна и движутся они так синхронно, словно связаны веревочками. Но они только танцуют, они - НЕ ИГРАЮТ! Они безликие, никакие, идеальное работающая машина, в которой нет души - во всяком случае, души там не видно.

Может, массовка в постановке Лоры не синхронна - слышал я такие нарекания. И даже согласен, с оговоркой: если бы им, как профессионалам, за это деньги платили, и их работой было бы репетировать и оттачивать синхронность целыми днями, а не пару раз в неделю по два часа после работы и учебы, вот тогда от них можно и нужно было бы требовать идеально отточенной техники. Но боюсь, что тогда они стали бы похожи на французскую массовку - то есть перестали бы жить на сцене, и начали на ней работать. Хобби, становящееся работой, перестает быть хобби - это еще одна аксиома.

Признаться, я не балетмейстер и даже танцевать не умею, я всегда смотрю не столько на движения и их синхронность, сколько на выражения лиц. Массовка из лориной постановки верит в то, что делает. Каждый - верит! В каждой сцене - будь то кабаре, Двор Чудес или нападение на Нотр Дам. Это дорогого стоит, и я - не знаю, как другие - готов за это простить некоторую несинхронность.

URL записи

Комментариев нет:

Отправить комментарий