четверг, 29 октября 2009 г.

Так что все-таки самое ценное или - КАК они это делают?

Я сразу "перескочу" через несколько лет, и скажу, что самую большую ценность местного образования я осознала в тот день, когда дети пошли "первый раз в шестой класс".

Не знаю, как у других присутствующих, а у меня про шестой класс остались самые мрачные впечатления. Я имею в виду - преподавание в шестом классе. Даже в кружках, куда, по идее, шли те, кому было интересно... нужны были нечеловеческие усилия, чтобы усадить детей заниматься хоть чем-то, имеющим отношение к математике :-). Про свой собственный шестой класс я уж и не говорю. Я помню, какой крохотный процент моих одноклассников учился...

Так вот. В эти последние дни каникул перед началом шестого класса... когда дети явно считали дни... когда они с восторгом помчались в школу за два дня до начала учебы - отнести все свои "запасы" и поболтать с учительницей... И в первый учебный день... когда они сами вскочили без будильников на час раньше, чем было нужно... и решили не дожидаться автобуса, а поехать на велосипедах на сорок минут раньше.... Вот тогда я, наверно, впервые осознала, насколько то, что происходило с ними в предыдущие шесть лет отличалось от того, что происходило в школе со мной...

***

Мне немножко сложно так вот сразу писать "с примерами и подробностями", потому что этих подробностей сразу вспоминается слишком много. Так что давайте я сейчас какой-то "каркас" построю, а потом, кому интересно - можно переспросить про детали.. .

Среди наиболее важных особенностей американского "государственного" образования (в его лучших проявлениях) я бы выделила следующие:

1. Забота о сохранении естественного детского любопытства, тяги к знаниям. Потому что ведь легко выучивается то, о чем хочется узнать, правда? А детям в 5-6 лет хочется узнать практически обо всем :-)

2. Обучение в первую очередь не конкретным фактам, а самим навыкам учебного процесса: умению слушать, концентировать внимание, прилагать усилия, планировать работу, добывать информацию, оценивать свой прогресс.

3. Огромное внимание к социальным навыкам, забота о том, чтобы ребенок рос человеком, умеющим жить в обществе не менее важна, чем его прогресс в английском или математике.

4. Внимание к конкретным особенностям конкретного ребенка, как к его личным сильным сторонам, так и проблемным. И постоянный учет этих конкретностей "в процессе".

***

Интерес, желание детей учиться - это вообще самое важное, мне кажется. И когда я говорю о сохранении этого интереса, я снова и снова возвращаюсь к вопросам дисциплины. К тому, что я писала в статье "Как любить детей". Я напишу про это еще раз, потому что считаю это крайне важным аспектом.

Занятия в начальной школе формально разбиты на "периоды" - 30 минут чтения, 25 минут математики, и т.п., но большая часть учебного дня (кроме музыки и физкультуры) - в распоряжении одного учителя, и у него всегда есть возможность построить сегодняшнее расписание так, как это нужно сегодня. Гибко. У них нет звонков. Дети переходят от одной активности к другой, когда учитель скажет.

В классе нет деления: вот это учительский стол, а вот тут парты стоят, и дети сидят и взирают на учителя. Или выходят к доске. Вернее, учительский стол, конечно, есть, но он - не точка "концентрации внимания". Он - сбоку. "Рабочее место" учителя, где он может, учитель, может тихо сидеть, уткнувшись в свои бумажки. Но основное время он проводит не за столом. В классе несколько "точек обучения": зеленая доска, на которой пишут мелом. Белая доска, на которой пишут фломастером. Стенды с наглядной агитацией. Наборная доска для правописания. Конечно, огромнейшее количество всяких выставок работ. Низкие полочки, на которых дети хранят свои портфолио. Детские "почтовые ящики". Ковер. Мягкие кресла - мячики. Кресло-качалка, сидя в котором, учительница читает книжку (дети слушают, сидя на ковре на полу). А парт первые несколько лет и вовсе нет! Два-три больших круглых низких стола, к которым можно пододвигать стулья и заниматься каким-нибудь делом, требующим рабочей поверхности...

Их не заставляют целый учебный день сидеть. Не одергивают. Им разрешают валяться на ковре и на креслах -подушках. Но: при этом они должны слушаться учительницу, быстро строиться в пары идти на ланч, когда приходит очередь их класса. Они должны уметь слушать других и не перебивать. Как и с домашним воспитанием: от них требуют сначала совсем немного, но то, что требуют - действительно требуют. Т.е., все должно без дураков исполняться.... Для меня было откровением, что предполагается, что мои 5-летние дети сами должны не забывать свои вещи, особенно при переезде из школы на продленку, сами должны забирать свои папки, сами помнить, если нужен новый карадаш... Оказалось, что у них уже есть свои зоны ответственности...

***

Продолжение будет :-).

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий