воскресенье, 18 января 2009 г.

Без заголовка

18.01.2009 в 09:26Пишет fairy tale on night:

Любовь на троих. Ты, я и livejournal.

Испорченный телефон.

Допустим, есть два человека, которые познакомились на территории Живого журнала и теперь переживают некие романтические отношения. Они ходят в кино, или встречаются у кого-то дома и там смотрят кино, или не смотрят, а находят куда более интересное занятие - суть в том, что эти двое постоянно общаются. Они разговаривают, сидя в обнимку на диване, созваниваются по телефону перед сном и в перерывах между совещаниями, иногда переписываются по почте или в icq - одним словом обмениваются большим потоком информации и, казалось бы, знают друг о друге все. И вдруг ночью, или даже рано утром, пролистывая френдленту, один из них обнаруживает странную запись. Например, он пишет "и все-таки женщинам нельзя доверять". Или она пишет - "иногда людям лучше расстаться, пока они еще любят". Черт знает, о чем они думали в тот момент, когда писали эти строки. Возможно, он услышал о себе какую-то сплетню и понял, что его подруга, с которой он расстался пять лет назад, не умеет держать язык за зубами и вот он выплескивает обиду в журнал (совершенно не думая при этом, о своей новой пассии). Что делает пассия? Воспринимает все на свой счет. Ведь это его дневник - думает она. В дневник пишут самое сокровенное. Он не сказал мне об этом за ужином, не сказал по телефону, не написал об этом в письме. Он рассказал об этом только своему дневнику (почему-то мысль о том, что этот дневник публичный и уже давно не претендует на интимность, в этот момент не появляется). Девушка закуривает сигарету (хотя уже неделю как бросила) и дальше весь день она думает только о том, что же такого она сделала, что вызвало полную потерю доверия к ней с его стороны. (о чем он, конечно же, даже не подозревает). Потом начинаются расспросы. Скорее всего неуклюжие, с попыткой подвести издалека. Она неправильно подводит, он неточно отвечает - и вот он конфликт на пустом месте.

В случае с ее записью о "людях, которым лучше расстаться, пока они еще любят" ситуация может быть та же самая. Возможно девушка посмотрела мелодраму или дочитала роман или подруга рассказала ей о своей нелегкой судьбе. И конечно же она не подразумевала, что расстаться надо именно им. Мало того, расстаться это меньшее, чего она сейчас желает.

Или другой весьма распространенный пример. Они встречаются, целуются, обнимаются, занимаются сексом - оба абсолютно счастливы вместе. При этом один из них постоянно пишет в журнал что-то вроде - "как же мне хреново", "дожить бы до весны", "хочется повеситься". А в current mood будет стоять неизменное depressive. Представляете, что чувствует второй человек? Он чувствует себя причиной этих депрессий. Или, даже если он знает другую причину, он чувствует свою неспособность помочь любимому. Но и это не главное. Значит, его постоянно обманывают. И весь этот смех, вся эта радость общения, все эти восторженные стоны в постели - наглая ложь! (ведь на самом деле этому человеку очень хреново и он только и думает о том, чтобы повеситься). Хотя, скорее всего, наглая ложь именно этот скулеж в журнале. Current mood ставится автоматически и так же на автомате, неосознанно, пишутся эти слезливые постинги. Но дело сделано и вот ваш партнер начинает сомневаться, отдаляться, обижаться и разрыв практически неизбежен. Вы начнете ощущать это охлаждение и в ваших постингах появляется еще больше депрессии и отчаяния. Что поставит жирную точку на отношениях, которые имели все шансы к развитию.

Итак, записей, которые могут свести с ума, даже очень здорового человека может быть огромное множество. Скорее всего это будут записи выражающие недовольство или предлагающие некое разрешение ситуации. И все эти записи могут не иметь к вам никакого отношения.

Дистанционное управление.

Теперь рассмотрим другой вариант, когда такие записи делаются специально, с целью манипулирования любимым человеком. Возьмем те же самые примеры.

Итак, он пишет, что "все-таки женщинам нельзя доверять". Нет, он не получил дурных вестей от своей старой подруги - он написал это для того, чтобы его нынешняя подруга, прочитав утром это сообщение, закурила сигарету (хотя она уже неделю как бросила) и весь день думала - чем же она обязана таким обвинениям. Если в течение дня не выходить с ней на связь, не отвечать на телефонные звонки и не появляться в аське - то уже к вечеру, или на следующий день, из этой девушки можно будет лепить все, что угодно. Яд сомнения разъест ее настолько, что бедняжка станет просто пластилиновой. Она сделает все, чтобы вы знали - ей можно доверять! Чтобы доказать вам свою преданность она собственноручно отрубит себе голову. Скорее всего именно этого вы и добивались, если писали такой постинг осознанно. (я, конечно, говорю не про отрубание головы, или, хотя бы не про отрубание в прямом смысле).

Теперь вернемся к ней. Она пишет "иногда людям лучше расстаться, пока они еще любят". Она пишет это специально. Цель в том, чтобы припугнуть его такой вероятностью. Показать, что она, в принципе, не держится за их отношения. Почему эта невероятная вселенская глупость - доказывать друг другу, кто кого больше НЕ любит, и кто от кого больше НЕ зависим - так распространена среди людей? Иногда, припугнув таким образом, можно добиться положительных результатов. Но иногда. Гораздо проще внушить человеку, что вы не любите его, не цените его, вам на него наплевать и, в конце концов, помучившись от неразделенной любви, бедняга уйдет. (откуда ж он мог знать, что вы любите его больше жизни и писали всю эту жестокую чушь только лишь для того, чтобы покрепче привязать его к себе). К этой же теме относятся записи про других мужчин или женщин, о том, какие они прекрасные, как с ними было хорошо итд итп. Разумеется, для того, чтобы вызвать ревность. И совсем не задумываясь о том, что тем самым вы забиваете гвозди в гроб собственных отношений. Даже если в конце каждого такого восторженного постинга вы будут приписывать - "но ты самый лучший" или "но она и в подметки тебе не годится", эта фраза волшебным образом останется незамеченной вашим партнером и вместо того, чтобы доказать ему, что он лучше самых лучших, вы всего лишь нанесете смертельную обиду. Вы ведь не этого добивались?

Теперь вернемся к нытью, хотя с ним уже все ясно. Если вы специально пишете в журнал о том, как вам хреново - вы самым банальным и грубым способом навязываете вашему партнеру чувство вины. Глупо и некрасиво.

Еще раз вернемся к манипулированию через дневники. Представим такую ситуацию. При встрече мужчина говорит своей девушке - Мне не нравится, что ты материшься. Можно представить, что он услышит от нее в ответ! Теперь другая ситуация. Девушка читает френдленту и вдруг обнаруживает его постинг - "Никогда не смогу полюбить девушку, которая матерится". Скорее всего он больше не услышит от нее ни одного нецензурного выражения. Почему же так происходит. Опять же из-за волшебного (и абсолютно ложного ощущения), что дневник есть некая исповедальня, куда записывают самое сокровенное. Тогда она в ответ может написать "Нет ничего ужасней небритого мужчины!" и он послушно поплетется в ванну.

Искусство диалога.

Бывают ситуации, когда посредством дневников осуществляется диалог. Он пишет что-то предназначенное ей, она пишет что-то для него. Они не думают о том, что это читают еще несколько сотен человек или думают, но это их совершенно не смущает, а может даже возбуждает такая публичность. Они могут признаваться друг другу в любви, могут выражать через дневники свои желания, могут угрожать, пугать и даже выяснять отношения.

Он пишет "Вчера к нам в офис пришла новая девушка".

Она пишет "С кем бы пойти завтра в кино?".

Он пишет "Рыжая, как раз, как я люблю".

Она пишет "Мужчина без машины - не мужчина".

Он пишет "Все в ней хорошо, жаль, что живет в Бибирево"

Она пишет "Передумала идти в кино. лучше посплю дома".

И вдруг он пишет - "Бибирево такая жопа. После трех ночи оттуда не уедешь даже на такси".

И она, проглотив слезы и 30 капель валокордина "ответчает" - "Уснуть так и не получилось, поехала к юзеру N. Теперь болит жопа - не могу сидеть".

Самое неприятное, что на этой стадии влюбленные скорее всего уже не встречаются, не общаются и скрываются друг от друга в "инвизибле". То есть вот эти выплески яда - единственное, что они могут сказать друг другу. Очень ценно.

Потом, конечно, он может писать, что "навещал в бибирево одноклассника", она напишет, что "у юзера N. ужасный велотренажер", он напишет "наконец-то эту рыжую суку уволили", она напишет "пью кофе. думаю о тебе", он перестанет писать в журнал, она свой удалит. Через неделю он напишет - "купил кофемолку". Она восстановит журнал и напишет "мне еще никогда не было так плохо". Они уже никогда не будут вместе, а если и будут, то недолго. До тех самых пор, пока один из них не напишет. впрочем, с этого момента, что бы они ни написали, это будет воспринято неправильно, так что какая разница?

Человек или персонаж.

Грубо говоря журналы делятся на два типа - журнал реального человека и журнал "виртуала". Подразумевается, что в реальном журнале человек описывает реальные события и реальные мысли пришедшие в его вполне реальную голову. У этого человека есть реальные знакомые, с которыми он встречается в реальных местах. Он может даже предоставить фотографии. Мало того, наверняка с этим реальным человеком можно встретиться в этом самом реале. И тогда мы думаем, что реальный журнал Васи П. есть сам Вася П. - все описанные события являются истинными и не подвергаются никакому сомнению.

В журнале "виртуала" будет описана жизнь некоего персонажа, допустим того же Васи П. События описанные в журнале, скорее всего, непохожи на правду. Вася П. президент, олигарх, сутенер или террорист-смертник. С виртуалом невозможно встретиться, его никто не видел - это литературный проект и большинство это осознают и принимают.

Итак мы думаем. Журнал реального Васи П. это правда. Журнал виртуала - это ложь. И это, конечно, неправильно.

Вполне реальный журнал, который пишет вполне реальный человек - постоянно меняется. Да, первое время человек будет описывать все, как есть. Пожалуй самые правдивые (и на удивление скучные) журналы у нас в самом начале. Пока нас толком никто не читает, нет публики, нет работы на публику. Пока мы пишем туда по принципу "что вижу - то пою". Постепенно количество френдов прибавляется, появляются люди, для которых мы этот журнал пишем - друзья или любимые. А может просто просыпаются амбиции. Мы начинаем улавливать связь между интересными постингами и количеством новых поклонников. Мозг работает и вычисляет наиболее рейтинговые темы, речевые обороты, стиль - таким образом совершенно незаметно для нас мы сами создаем персонаж. Неуверенная в себе девушка, которая занимается сексом полтора раза в год - за какое то время может стать Королевой, о которой мечтает все мужское население Живого журнала. И вроде бы она не врала. Вроде бы она описывала все как есть. Она даже не писала, что трахается каждый день с новым мужчиной. Она просто публиковала свои фотографии с голыми сиськами или откровенно признавалась "как же хочется секса" и все - миф создан. Не стоит проводить параллелей - все совпадения случайны! Не каждому суждено превратиться из живого человека в персонаж, чье имя становится нарицательным. Для этого надо обладать большим талантом - плюс, несомненно, довольно большой срок существования журнала. Но что происходит с таким журналом. Вернее не так - что происходит с таким человеком?

Журналозависимость.

Человек становится зависимым от своего журнала. Он уже не представляет себе жизни без него. Он говорит, что в любой момент может прекратить туда писать - но это вранье. Он болезненно переживает спад интереса, он прикладывает усилия, чтобы интерес рос. Он следит за соотношением френдс- и френдс офф. Он следит за соотношением количества своих и чужих френдов. Он следит за частотой упоминания своего имени. За частотой цитирования. Но не это самая большая его проблема.

Проблема в том, что реальный журнал реального человека незаметно для самого этого человека становится совершенно отдельным существом. Он живет своей жизнью. Он говорит то, что думает он - но не сам этот человек. Он описывает события под своим углом зрения - не всегда совпадающим с углом зрения своего хозяина. Если человек встает перед выбором - написать постинг и получить 80 комментов, но обидеть близкого или не написать и не обидеть - он выберет 80 комментов. Конечно, никто не поставил бы отзывы незнакомых ему людей выше любимого человека. Но выбирает не человек, выбирает его персонаж. Надо понимать, что для персонажа это вопрос жизни и смерти. Чем ниже его рейтинг - тем хуже он себя чувствует. При потере интереса к себе - персонаж может умереть. Ему наплевать на вашу личную жизнь. Это ведь вы потом будете рыдать и вымаливать прощение за тот ужасный постинг. А он сидит себе спокойно в вашем семаджике и ждет, когда вы снова к нему придете. Вы говорите -" Я не знаю, что на меня нашло. Я не понимаю, зачем написал/написала это!" А вы и не писали. Хотя именно вы в тот момент сидели перед компьютером, именно вы, своими собственными пальцами набивали текст, вы нажимали "отправить". Так что оправдания бесполезны и валить вину на мистического персонажа вряд ли прокатит.

Кто кого?

К сожалению, неприятности, которые может доставить персонаж лично вам, не ограничиваются перечисленными выше. Стоит упомянуть еще о такой распространенной подставе, как "конкуренция". Если человек познакомился с вами в Интернете, то влюблен он вовсе не в вас, а в вашего персонажа. Вполне возможно, что лично вас он не сможет полюбить никогда. Или полюбит со временем. Или полюбит, но не так. Это ужасно обидно - но надо быть готовым и к такому повороту событий. И еще, такой человек будет воспринимать все написанное в вашем журнале за "чистую монету". Он ведь не знает какой вы на самом деле. Если вы вот-вот получите степень доктора наук, но вам нравится притворяться забавным дурачком - вас будут воспринимать именно, как дурачка. Если вы скромная девушка, но любите выставлять себя сукой - вас будут воспринимать как суку. Доказать обратное крайне сложно. Так же сложно, как продолжать играть роль своего персонажа в реальной жизни.

Кто я?

В тот момент когда вы начинаете встречаться с человеком, с которым познакомились в Интернете - вы начинаете задумываться - так кого же он любит? Сейчас вы начинаете осознавать, что не совсем идентичны со своим персонажем. Допустим, ваш персонаж абсолютно раскрепощенный в сексе, а вы можете заниматься любовью в одной позе и только с выключенным светом. Ваш персонаж сильная и независимая женщина, которую никто и никогда не сможет приручить. Вы же, на самом деле, только и мечтаете о том, чтобы поскорее выйти замуж и родить очаровательных близнецов. Итак, вы сидите рядом с объектом вашей любви и гадаете - кого же именно он полюбил, чего он ждет и как его не разочаровать. Вполне возможно, что он разглядел в вас нежную преданную девушку, которая станет замечательной матерью для его детей, а возможно ждет, когда вы привяжете его к батарее и отымеете в самой грязной форме. Ну, скорее всего второе, конечно, но первого тоже никто не отменял. Так кем же вам быть? Вы ведете себя, как сука и он уходит. Тогда вы ведете себя, как милая девушка и он уходит еще дальше. Вы шутите - а ему не смешно. Плачете - а ему не жалко. Пытаетесь быть как ваш персонаж - но ему надоели ваши игры. Тогда вы становитесь самой собой - а он устало говорит "я не верю". Не потому, что он такой плохой. Просто он уже сам не знает, чего хочет. Он так же как и вы запутался в том, какая вы на самом деле. Он не понимает где правда - а где ложь.

Эта грустная история абсолютно справедливо и по отношению к мужчинам. Дикий самец, неуловимый волк-одиночка, вдруг оказывается отцом добропорядочного семейства, подкаблучником и менеджером по продаже китайской косметики. Если он будет продолжать вести себя как самец - вызовет к себе жалость, будет вести себя, как отец семейства - вызовет недоумение. Вы не знаете, как реагировать Он тоже не знает. Надо все переосмыслить и влюбляться друг в друга заново. Или распрощаться навсегда.

Казнить нельзя помиловать.

Что же делать? Убить персонажа? Перестать писать в журнал или удалить его насовсем. Пожалуй это слишком жестоко по отношению к нему, да и к вам тоже. Попробуйте помириться со своим персонажем и оговорить с ним сферы влияния . Я не лезу в account status, а ты не лезешь в мою личную жизнь. Можешь писать свое мнение о просмотренных фильмах, прочитанных книгах, погоде, ресторанах, приготовлении вареников, рулевой рейке и даже о "кровавом режиме Путина", но пожалуйста, пожалуйста, никогда не пиши о том, кого я люблю и с кем сплю. Да и еще желательно о начальниках тоже не писать. И о сотрудниках - если можно. Ну что-нибудь-то можно показывать? - спросит персонаж. Пообещайте подумать об этом, не лишайте его надежды.

(с)

URL записи

Комментариев нет:

Отправить комментарий