четверг, 15 января 2009 г.

Про настоящих боевых пидарасов °

Мы вчера наконец-то посмотрели "Обитаемый остров". Впечатления забавные. Ну, то есть если воспринимать как комедию - то смеялись все-таки маловато... Если как экранизацию Стругацких - то лучше не надо.

Лейтмотивом всего послефильмового обсуждения проходила мысль: "Я думал(а), будет хуже - а оно ничего..." Я в этом смысле была не оригинальна: да, думала, что будет хуже, да, оказалось не так паршиво, как могло бы. Но вот кажется мне почему-то, что фильм, который нуждается в подобных оправданиях, уже как-то того, не але.

Может быть, если бы я так не любила Стругацких и конкретно "Обитаемый остров" (который для меня если не лучшая их книга, то одна из лучших) - может, мне бы легло приятнее.

И речь даже не о том, что многое в фильм не вошло; режиссер не обязан передирать книгу дословно, у кино, в конце концов, другие инструменты передачи смысла-идеи. Вопрос в том, насколько новые введенные элементы помогли передать идею "ОО".

Я буду очень признательна, если мне кто-то объяснит, зачем все Неизвестные Отцы - такие явные пидорги. Вот уж поистине заполонили О_о А благородный Бондарчук взял роль Государственного пидорга прокурора на себя. А Максима с Гаем не слэшить просто невозможно, простите. Потому что больше с ними делать, увы, нечего. (Впрочем, слэшить я их не буду, потому что противно.)

Немножко имхового, на объективность не претендующего. Каст мне не пошел категорически. Ну ок, ладно, допустим, тот же Максим - проканал. Нормальный мальчик, могло быть хуже. Играет он правда хреново... да ладно, вообще он не играет, да там и играть-то нечего, потому что душевных метаний-страданий Каммерера нам практиццки не дали, а в тех редких случаях, когда дали, сыграл он плохо все-таки. Ну ладно, на общем фоне мальчег-Максим все-таки меня не так чтобы сильно удручил.

Гай идет в топку. Настолько не Гай он вообще, настолько несимпатичный мне и придурочный, что блин ну его совсем нафиг.

Ну ладно Гай. Ладно Максим. Я ничего особо не ждала, скажем прямо.

Но йолки! Мне не дали Зефа! Я ничего против Гармаша не имею, но это, просите, не Зеф ни разу. Светило психиатрии, мы помним. Интеллигенция, цвет нации. Вепрь! (Нет, я щас пойду порыдаю, потом вернусь.) Немногословный, интеллигентный, вообще тихий человек. И старый, кстати. Что в книге написано русским по белому. Опять же, не имея ничего против Гоши Куценко, а имея только сплошные за, в данном случае... А, ладно. Чего уж там. Каст, имхо, просран целиком и полностью.

Ну, за исключением Странника, конечно. Потому что Странник, имхо - то единственное, что спасает фильм. Ибо он идеально правильный, по моему скромному мнению. Вот такой, как читался - такой и есть. (А перечитывать я закончила вчера вечером, так что имею весьма живые воспоминания о.) Это как в анекдоте: у вас замечательные дети, а все, что вы делаете руками - просто ужасно. Вот у Бондарчука хороший Странник. Прекрасный странник. Светлым пятном выделяющийся на фоне остального унылого говна.

Вообще, конечно, старшее поколение играет лучше. Те же Неизвестные отцы (хотя все равно пидорги) - вполне себе замечательно отыграли.

Но в целом - уныло, уныло.

Отдельный для меня лично не вполне приятный момент - в фильме есть довольно много дословно процитированных диалогов. Которые выглядят прекрасными ромашками в упомянутой выше куче сами знаете чего. И жутко меня лично раздражают.

По миру: я вообще не понял, у нас тут отсталая цивилизация или мир будущего? О_о

Помнится, при первом своем попадании в город Максим видит примерно следующее:

"Город поразил его воображение. Он жался к земле, все движение здесь шло либо по земле, либо под землею, гигантские пространства между домами и над домами пустовали, отданные дыму, дождю и туману".

Какой, в песню, монорельс, или что это там за фигня над головой летает? Откуда летающие машинки а-ля "Пятый элемент"? Экраны на улицах скуяли?

У режиссера есть право на авторское видение, кто бы спорил. Но объясните мне, чем в данном случае эта фигня оправдана? Какую светлую идею несет? Кроме зрелищности, разумеется. Так и она сомнительна: уж больно много раз все это было. Один кораблег из "Матрицы" чего стоит.

Ветряные мельницы на южной границе! Да, детка! Вероятно, их строили мутанты. Больше некому. Вопрос, на кой хрен мутантам сдались ветряные мельницы, остается открытым.

Голованов я ему вообще не прощу, сцуке. Разумная раса, живут себе, никого не трогают. В книге - вежливо намекали (скелет на пути положили) - дескать, уходите, нечего вам здесь шляться. А тут блин прямо ночной кошмар.

Ладно. Оставим придирки к частностям. Вспомним еще раз о праве авторского видения. И посмотрим просто на фильм целиком, как на произведение, которое в итоге вышло. Без привязки к книге.

А вышло вот что. Как для фантастического приключенческого фильма - динамичный сюжет, интересный мир (весьма скудно описанный, но я, как любитель всякого такого, вполне бы скушала), героичный вьюнош, меняющий который против всего бореццо. И очень, просто дофига много спецэффектов, которые задолбали меня просто так, даже если б не имели отношения к любимому произведению.

Все, ребята. На этом у нас все закончилось. Вот эти мелкие подвижки, небольшие шажки, превращение землянина Каммерера в жителя Саракша Мака Сима - нету. Путь человека от и до - нет его. И вот это, кстати, во многом все-таки потому, что играть мальчик не умеет. Даже с таким уродским сценарием актерской игрой можно было бы хоть что-то вытянуть, показать - если б было, чем тянуть и показывать.

Нет ощущения вот этой статики, застывшего ужаса (а в глазах землянина это именно ужас), мира, в котором они все живут - голодного, одураченного, управляемого мира. Максим Каммерер в книге прислушивался, пытался понять, мучился, пытался отстраниться поначалу - он землянин, он нездешний, не все понимает, потом вдруг осознал, что у него, наконец-то, есть дело, о котором он всю жизнь мечтал, настоящее дело. Как он умнел, как он что-то терял. Когда первый раз в жизни всерьез причинил человеку боль сознательно, спасая Раду от банды Крысолова - как ему это все было дико и тяжело. Кстати, ребята - банда Крысолова, состоящая из ниндзя - это, простите, тоже с фига ли? Как хорошо на Саракше подготовлен обычный уличный сброд.

На Саракш попал светлый земной мальчик, не знающий грязи и настоящего ужаса. Любознательный, открытый. Добрый. Не с добренькой улыбкой, а добрый по-настоящему, человек из светлого счастливого будущего. И к Мак Симу он пришел далеко не сразу, и ему, чйорт, больно было идти, как Русалочке, и это имело для него значение, и для всей его дальнейшей жизни и поступков.

Почему в фильме гламурный мальчег Максим превратился в решительного мальчега Мака - я так и не увидела.

Зато видела лиловенькие сатиновые трусы Государственного прокурора. Раза, кажется, четыре, хотя хватило бы и одного.

Возвращаясь к началу и к тому, что "могло быть хуже".

Мы получили очень даже неплохой фантастический приключенческий фильм. Один из многих сотен. И сам по себе он, наверное, даже такого подробного разбора не заслуживает.

Но он сделан по произведению, на основе которого можно было сделать Большое Кино. Настоящее Искусство.

Этого не произошло. И мне чертовски жаль.

Я теперь буду мечтать, чтобы кто-нибудь денежный и разумный подошел как-нибудь ненавязчиво к Марку Захарову и сказал бы негромко и уважительно: "Марк Анатольевич, вот Вам деньги, их меньше, чем было у Бондарчука, но ведь Вам-то эти спецэффекты не понадобятся. Давайте Вы снимете "Остров" так, как вы умеете." И чтоб Захаров обязательно согласился.

Комментариев нет:

Отправить комментарий